Яндекс.Метрика

Нужно ли читать «а`узу» в каждом ракаате?

 

Вопрос: «Является ли обязательным произносить до чтения суры «Аль-Фатиха», следующие слова: أَعُوذُ بالله مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ «А`узу биЛляхи мина-ш-шайтани-р-раджим»? Если нет, то как понять 98-й аят из суры «Ан-Нахль», где Всевышний Аллах говорит: «Когда ты читаешь Коран, то ищи у Аллаха защиты от дьявола изгнанного, побиваемого», - ведь в данном аяте Аллах повелевает, чтобы мы читали «а`узу». И еще, в каждом ли рака`ате нужно их произносить?

 

 

Ответ: «Произношение «та`аввуза», - т.е. поиск защиты у Аллаха от шайтана, до чтения суры, является желательным действием, без разницы, в намазе ли читают суру или же вне намаза. Что касается данного аята и повеления в нем, то повеление делится на два вида: желательное и обязательное. В упомянутом аяте повеление пришло в желательной форме, а не в обязательной как об этом сказали большинства ученых.

 

Один из самых известных суннитских учёных-толкователей Корана, Имам Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, пишет в толковании данного аята следующее:

 

هذا أمر من الله تعالى لعباده على لسان نبيه - صلى الله عليه وسلم - : إذا أرادوا قراءة القرآن أن يستعيذوا بالله من الشيطان الرجيم . وهو أمر ندب ليس بواجب ، حكى الإجماع على ذلك الإمام أبو جعفر بن جرير وغيره من الأئمة

 

«Это повеление Всевышнего Аллаха Своим рабам, высказанное Его пророком, да благословит его Аллах и да приветствует; Если они пожелают читать Коран, то пусть прибегнут к защите Аллаха от шайтана, побиваемого камнями. Данное повеление носит характер желательности, и не заключает в себе обязательности. Единогласное мнение по этому поводу передаёт Имам Абу Джа`фар бну Джарир и другие из числа Имамов». [Ибн Касир, «Тафсир К`ураниль `Азым»]

 

Ученый шафи`итского мазхаба, Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, пишет в своей книге следующее:

 

( ثم ) بعده إن أتى به سن ( التعوذ ) ... وذلك للآية المحمول فيها عند أكثر العلماء الأمر على الندب وقرأت على أردت قراءته أي إذا أردتها فقل أعوذ بالله من الشيطان الرجيم ومن ثم كان هذا هو أفضل صيغه

 

«После [чтения «вадджахту»], желательным является прочтение «та`аввуза». Доводом этому служит аят, повеление которого большинство ученых отнесли к категории желательного, т.е., когда ты захотел её прочитать, то скажи: «А`узу биЛляхи мина-ш-шайтани-р-раджим». Поэтому, эта форма [та`аввуза] считается самой лучшей». [Ибн Хаджар, «Тухфатуль Мухтадж», 3/39]

 

Что касается последнего вопроса, а именно: «Следует ли произносить «та`аввуз» в каждом рака`ате, то, Имам Ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, пишет в книге «Минхадж» следующее:

 

ويتعوذ كل ركعة على المذهب

 

«Сильным мнением в мазхабе является то, что [в порядке желательности] произносится «та`аввуз» в каждом рака`ате».

 

Итог:

 

1- Произношение «та`аввуза» перед чтением Корана - является желательным действием.

2- В каждом рака`ате желательно произносить «та`аввуз».

3- И самой лучшей формой является «А`узу биЛляхи мина-ш-шайтани-р-раджим»

 

А Аллах знает лучше.

 

 

Подготовил: Муса Багилов

 

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru