Яндекс.Метрика

Биография ученика имама аш-Шафии «аль-Бувайты».

 

Предлагаем вниманию читателя сокращенный перевод биографии Абу Якуба «аль-Бувайты», ученика имама Шафии

 


Имя и родословная:

 

Великого ученого Аль-Бувайты звали Юсуф бин Яхъя Абу Якуб аль-Бувайты аль-Мисри.

 

Был родом из небольшого городка Бувайта, расположенного в Египте.

 

Аль-Бувайты является самым великим последователем имама Шафии в Египте.

 

Был великим ученым, отшельником, аскетом, выдающимся факихом, горой знания и веры. Много времени проводил, поминая Аллаха и требуя знаний. Большую часть ночи был занят совершением тахаджуд намаза и чтением Корана. Совершал благие дела, много читал Коран, обычно не проходило и суток, как он заканчивал его читать до конца.

 

 

 

Его учителя:

 

Изучил фикх у имама аш-Шафии и был его избранным учеником, передавал хадисы от него.

 

Также передавал хадисы от своего друга ар-Рабиъа аль-Муради, Абдуллаха бин Вахба, Ибрахима аль-Харби, Абу Хатама и от других.

 

 

 

Его труды:

 

Он является автором знаменитой книги «Мухтасар» - сокращенный сборник речей имама Шафии, да будет доволен им Аллах. Также он передал знаменитую книгу имама аш-Шафии «аль-Умм».

 

 

 

Высказывания ученых о нем:

 

Абу Асым сказал: «Имам Шафии разрешал выносить фетвы и позволял ему решать вопросы, которые приходили к нему. Он (аш-Шафии) оставил его преемником после своей смерти».

 

Ар-Рабиъ сказал: «Абу Якуб занимал важное место у имама Шафии».

 

Аль-Хаким от ибн Хузаймы передает, что не видел никого, кто знал бы фикх маликитского мазхаба, как Ибн Абдуль Хакам. Между ним и аль-Бувайты произошло следующее: когда имам Шафии был при смерти, аль-Бувайты и Ибн Абдуль Хакам: каждый из них хотел находится в том момент рядом с имамом Шафии. Приехал Хамиди, который в это время находился в Египте и рассказал, что слышал, как имам Шафии говорил: "Нет никого достойнее моего маджлиса (находится рядом со мной), кроме аль-Бувайты, он самый знающий из моих учеников". Аль-Бувайты занял маджлис имама Шафии, а Ибн Абдуль Хакам сел в третьем ряду.

 

Также от Рабиа передается, что они оба поспорили, когда Шафии был болен. Этот разговор дошел до него, на что он сказал: «Мой маджлис для аль-Бувайты».

 

К аль-Бувайты приходили для вынесения фетвы от правителя и от многих других.

 
 

 

Его ученики:

 

Благодаря его стараниям вышло много ученых, которые разошлись по всему миру, распространяя знания имама Шафии по всем уголкам света.

 

 

 

Испытания, стойкость и смерть.

 

Завистники доносили на него, написали в Ирак Ибн Абу Дауду и правителю Египта, чтоб его подвергли испытанию. Его пытали. (Было приказано привести его в Багдад с сорока ратлями (ратль: мера веса равная 450 гр. железа, приблизительно). То есть, было приказано привести его в Багдад прикованным железными цепями.

 

Сказал Рабиъ: «Аль-Бувайты все время шевелил губами, поминая Аллаха, и я ни кого не видел, кто бы так стремился к пониманию доводов Корана так, как он. Видел, как его несли на муле, на его шее был железный ошейник, на ногах оковы, а между ошейником и оковами железная цепь».

 

Говорили, что аль-Бувайты, находясь в заключении, совершал каждую пятницу полное омовение, пользовался благовониями, стирал свою одежду, затем подходил к тюремной двери, и когда слышал призыв к молитве,  надзиратель отталкивал его от двери, говоря: «Возвращайся, да помилует тебя Аллах». Затем аль-Бувайты обращался к Аллаху: «О Аллах, я отвечал на твой призыв, но мне запретили».

 

Абу Амру Аль-Мустамили сказал, что он присутствовал на маджлисе Мухаммада бин Яхья аз-Зухали, в котором он читал письмо аль-Бувайты к нему, в котором просил его: «...Прошу тебя рассказать нашим братьям, ученым хадиса, о моем состоянии в заключении. Может Аллах сделает меня искренним и ответит на их мольбу. Я закован в  цепи и не в состоянии очищаться и совершать обязательные молитвы...». Люди начали плакать и делать за него дуа.

Я сказал: «Посмотрите на этого  ученого, да помилует его Аллах, который не переживал ни о чем, кроме молитвы. Не печалился из-за заключения в тюрьму, из-за железных цепей. Пусть будет Аллах доволен им и воздаст ему добром за такое терпение».

 

Абу Якуб покинул этот мир, будучи закованным в железные цепи.

 

Сказал Рабиъ, что как-то мы с аль-Бувайты и аль-Музани сидели с имамом аш-Шафии и он сказал мне: «Ты умрешь, будучи знатоком хадиса»; а Абу Якубу: «А ты покинешь этот мир в цепях»; а аль-Музани: «А этот победит в споре,, даже если шайтан выйдет против него».

 

Сказал Рабиъ, что навестил аль-Бувайты в заключении и видел, как он был окован в цепи до голеней со связанными руками к шее.

 

Аль-Бувайты, да помилует его Аллах, покинул этот мир в месяце Раджаб 231 году по хиджре, в тюрьме Ирака, в цепях и оковах.

 

 

 

[ас-Субки, «Табакат ас-Шафиия», 2/162-165. Сокращенный перевод.]


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru